Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

Содержание документа
Общие положения…………………………………………………………………….
Распределение должностных обязанностей между структурными
подразделениями по работе с инвалидами и лиц с ОВЗ…………………………...
3 Создание безопасной среды и специальных условий для инвалидов и лиц с ОВЗ
4 Структура и содержание адаптивных программ и учебных планов………………
5 Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ОВЗ…………………………………………………………………………………….
6 Организация текущего контроля и промежуточной аттестации…………………..
7 Государственная итоговая аттестация………………………………………………
8 Комплексное сопровождение образовательного процесса………………………...
9 Нормативные документы…………………………………………………………….
10 Приложения……………………………………………………………………………
11 Лист регистрации изменений………………………………………………………...
1
2

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

3
4
6
7
10
11
12
13
13
14
14

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

1. Общие положения
1.1. В ГАПОУ РБ «РМК» создаются необходимые условия для получения качественного
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. В Положении используются следующие основные понятия:
адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы
среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию
учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной
адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа
подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты;
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий;

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и
развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися
инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2. Распределение должностных обязанностей между структурными подразделениями
по работе с инвалидами и лиц с ОВЗ
2.1. В колледже не создан отдельный отдел по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
2.2. Функции отдела по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ возлагаются на
должностных лиц, ответственных за прием, обучение, проведение практик и помощь в
трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.
2.3. Вносятся изменения в локальные акты организации по следующим вопросам:
- положение о государственной итоговой аттестации;
- положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования;
- правила приема в образовательную организацию;
- правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного
взыскания;
- положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся;
- положение об индивидуальном обучении и других нормативных документах,
затрагивающих интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов.
2.5. Приемная комиссия:
2.5.1. Формирует в личном деле обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов следующие сведения:
- о группе инвалидности,
- о виде нарушения (нарушений) здоровья,
- рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического
обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения.
- согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на
обработку его персональных данных.
2.5.2.Организует сбор сведений о данных лицах, и обеспечивает их систематический учет
2.5.3. На официальном сайте ОО и информационном стенде до начала приема документов
размещается не позднее 1 марта:

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

-особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
-информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими
обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае
необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачейспециалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и
дополнительных медицинских противопоказаний.
2.6. Учебная часть и педагоги:
2.6.1. Устанавливают соответствие структуры оценки качества освоения обучающимися
ППКРС, ППССЗ требованиям ФГОС СПО, включающей текущий контроль успеваемости
и промежуточную аттестацию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, государственную
итоговую аттестацию.
2.6.2. Колледж обеспечивает специальные условия получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
2.6.3.Проверяют данные промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том
числе, осуществляют проверку соответствия фондов оценочных средств, позволяющих
оценить соответствие умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций
требованиям ФГОС СПО;
2.6.4.Проводят текущий контроль успеваемости, промежуточной и государственной
итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом
индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно
на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
2.7. Ответственный за проведение практики:
2.7.1. Определяет формы проведения практики с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
2.7.2. Оборудование (при необходимости) специальных рабочих мест в соответствии с
характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда,
выполняемых трудовых функций.
2.7.3. Учитывает при определении мест прохождения учебной и производственных
практик обучающимся инвалидом данные по результатам медико-социальной экспертизы,
содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно
рекомендованных условий и видов труда. Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об
утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих
мест для трудоустройства инвалидов
2.8.Государственные экзаменационные комиссии:
2.8.1.Разрабатывают и утверждают программы ГИА, определяющие требования к
содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к
процедуре ее защиты.
2.8.2. Определяют требования к процедуре проведения государственной итоговой
аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

2.8.3. Предусматривают предоставление необходимых технических средств и при
необходимости способы оказания технической помощи.
2.8.4. Устанавливают формы проведения ГИА для выпускников инвалидов и выпускников
с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.п.).
2.9. Содействие трудоустройству выпускников:
2.9.1. Социальный педагог осуществляет взаимодействие с государственными центрами
занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями
инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом
мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц.
2.9.2. Содействует трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов через презентации и встречи работодателей с
обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам
трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
2.9.3. Разрабатывает совместно с учебным отделом программы в рамках адаптационных
дисциплин подготовки выпускников из числа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству.
3. Создание безопасной среды и специальных условий для инвалидов и лиц с ОВЗ
3.1. Под специальными условиями для получения среднего профессионального
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников,
- использование учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
3.2. В целях доступности получения среднего профессионального образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья СПО ОО обеспечивает:
3.2.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом
особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным
(высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или
желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт
или аудиофайлы);
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
3.2.2.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их
размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3.2.3.Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
материально-технические
условия
должны
обеспечивать
возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения ОО, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других
приспособлений).
3.2.5. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах.
3.3.Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной
группе устанавливается до 15 человек.
3.4. При получении среднего профессионального образования обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков
и тифлосурдопереводчиков.
3.5. С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном
виде.
4. Структура и содержание адаптивных программ и учебных планов
4.1. Содержание среднего профессионального образования и условия организации
обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
4.2.Адаптированная образовательная программа должна содержать комплекс учебнометодической документации, включая учебный план, календарный учебный график,
рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей,
иных
компонентов,
определяет
объем
и
содержание
образования
по
профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной
деятельности.
4.3.Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение
обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья
результатов,
установленных
соответствующими
федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) среднего
профессионального образования (далее - СПО).
4.4.При проведении проверки соответствия структуры адаптированной образовательной
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС)
требованиям ФГОС СПО необходимо установить наличие всех учебных циклов:
общепрофессионального, адаптационного, профессионального, и разделов: физическая
культура, учебная практика, производственная практика, промежуточная аттестация,
государственная итоговая аттестация.
4.5.При проведении проверки соответствия структуры адаптированной образовательной
программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) требованиям ФГОС
СПО необходимо установить наличие всех учебных циклов: общего гуманитарного и
социально-экономического,
математического
и
общего
естественнонаучного,
адаптационного, профессионального, и разделов: учебная практика, производственная
практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная),
промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация.
4.6.При этом необходимо учитывать, что адаптационный учебный цикл состоит из
адаптационных дисциплин. Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ
предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений
учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
4.7. Колледж обеспечивает обучающимся лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных
дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это могут быть
дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а
также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной
информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации.
4.8.Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется самостоятельно,
исходя из особенностей контингента обучающихся.
При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в
соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.
4.9.Колледж самостоятельно формирует перечень разделов или дополнить данный
перечень другими разделами.
4.10.При проверке нормативного срока получения образования необходимо учитывать,
что срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по
специальностям СПО - не более чем на 10 месяцев.

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

4.11.При составлении учебного плана необходимо учитывать, что учебный план для
реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе
примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин
(адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при
формировании общих и профессиональных компетенций.
4.12. Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и
производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися,
в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья.
4.13.Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур
итоговой аттестации из числа обязательных в отношении инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
4.14.При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы
колледж может принимать решения об увеличении срока получения профессионального
образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
4.15.В этом случае при реализации адаптированной образовательной ППКРС
максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, который обучается на базе основного общего
образования, может быть снижен по личному заявлению обучающегося до 45
академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды
аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов
адаптированной образовательной программы.
4.16.Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья при этом может быть снижен до 30 академических часов в
неделю.
4.17.Эксперту необходимо знать, что максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,
обучающегося на базе среднего общего образования, может быть снижен до 39
академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной
работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы.
4.18.Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья при этом может быть снижен до 26 академических часов в
неделю.
4.19.Допускается устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья пятидневную учебную неделю.
4.20.При разработке учебного плана адаптированной образовательной ППССЗ
максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в
неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов
адаптированной образовательной программы.

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

4.21.Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По
возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.
4.22.Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной
программы, определенные в ФГОС СПО по специальности (профессии) должны
реализовывать в полном объеме и использованы:
- на реализацию адаптационного учебного цикла;
- на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;
на введение новых элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов и
профессиональных модулей).
4.23.При их реализации в рамках адаптированной образовательной программы
предусматриваются специальные требования к условиям их реализации:
- оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений
здоровья;
- информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных
материалов в различных формах;
- формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны быть адаптированы
для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4.24. Освоение дисциплины «Физическая культура».
Спортивная база имеет следующее оснащение:
Универсальный спортивный зал, спортивную площадку, тренажерный зал
4.25.Преподаватели
дисциплины
"Физическая
культура"
должны
иметь
соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
4.26.Группы для занятий физической культурой формируются в зависимости от видов
нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические
заболевания).
4.27.При необходимости колледж разрабатывает индивидуальные учебные планы и
индивидуальные графики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов.
4.28. В индивидуальном плане обучения должны быть предусмотрены различные
варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, а также на дому
с использованием дистанционных образовательных технологий.
5. Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
5.1. Кадровое обеспечение реализации адаптивных программ предполагает квалификацию
кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации
адаптированных образовательных программ.
5.2. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна быть не
менее 50%.
5.3. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной
образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими
Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
5.4. К работе с инвалидами и лицами с ОВЗ по адаптированным програмамм
привлекаются тьюторы, психологи (педагоги-психологи, специальные психологи),
социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным
средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагоги, сурдопереводчики,
тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики.
5.5. Адаптированная образовательная программа обеспечивается учебно-методической
документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным
модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.
5.6. Каждый обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья обеспечивается не менее чем одним учебным, методическим печатным и/или
электронным изданием по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу,
профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья
(включая электронные базы периодических изданий).
5.7.Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов,
изданной за последние 5 лет.
5.8.Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания. Доступ обучающихся инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается с
использованием специальных технических и программных средств.
5.9.Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются доступом к сети "Интернет".
5.10. Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной
программы должно соответствовать не только общим требованиям, определенным в
ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям
каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Структура материально-технического обеспечения
образовательного процесса каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможности здоровья отражает специфику требований к доступной
среде, в том числе:
- организация безбарьерной архитектурной среды образовательной организации;
организации рабочего места обучающегося;
- технические и программные средства общего и специального назначения.
5.11.Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории оснащены
современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения
для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.
6. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации
6.1. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом
ограничений здоровья.
6.2.Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется входной контроль, назначение которого состоит в определении
его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала.
6.3.Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.д.).
6.4.Текущий контроль успеваемости обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья осуществляется преподавателем в процессе:
- проведения практических занятий и лабораторных работ, а также при выполнении
индивидуальных работ и домашних заданий;
- в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении
обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности;
- определения соответствия формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
- оценки формирования действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе
автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.
6.5.Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.п.).
6.6.При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и
экзаменам, а также предоставление дополнительного времени для подготовки ответа на
зачете/экзамене.
6.7.Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной
аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
6.8.При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько
этапов.
6.9.Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является
контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины,
междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения
программного материала.
6.10.Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем
(мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических
особенностей обучающихся.
6.11.Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам)
кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве
внешних экспертов можно привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов).

Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

6.12.Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным
модулям привлекаются работодатели.
7. Государственная итоговая аттестация
7.1. Государственная итоговая аттестация выпускников инвалидов и выпускников с
ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
от 16.08.2013 N 968.
7.2. Колледж разрабатывает программы государственной итоговой аттестации,
определяющей требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты.
7.3.Колледж определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой
аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
7.4.Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников инвалидов
и выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусматривает
предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание
технической помощи.
7.5.В случае проведения государственного(-ых) экзамена(-ов) в соответствии с ФГОС
СПО форма его (их) проведения для выпускников инвалидов и выпускников
ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.п.).
8. Комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся и
здоровьесбережение
8.1. ОО помогает обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ в решении следующих
вопросов:
- помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
- организации индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих
обучающихся;
- содействия в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов,
ликвидации академических задолженностей;
- психолого-педагогического сопровождения;
- социального сопровождения (содействия в решении бытовых проблем, проживания в
общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального
обеспечения);
- толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
9. Нормативные документы
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации";
Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах
инвалидов";
Версия: 2.0

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Реализация основных образовательных программ
Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»
ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Письмо Рособрнадзора от 14.11.2016 № 05-616 «О методических рекомендациях для
экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору),
лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания
специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья».

10. Приложения
Приложений нет
11. Лист регистрации изменений
Номер
изменения

Версия: 2.0

Номера листов

Основание
для
замене новых аннулир внесения
нных
ованных изменений

Без подписи документ действителен 8 часов после
распечатки. Дата и время распечатки:

Под- Расшиф Дата Дата введения
пись
изменения
ровка
подпис
и

КЭ: ______________
УЭ № ____________

Стр. ___ из _____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».