Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 Содержание документа Общие положения……………………………………………………………………. Распределение должностных обязанностей между структурными подразделениями по работе с инвалидами и лиц с ОВЗ…………………………... 3 Создание безопасной среды и специальных условий для инвалидов и лиц с ОВЗ 4 Структура и содержание адаптивных программ и учебных планов……………… 5 Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ……………………………………………………………………………………. 6 Организация текущего контроля и промежуточной аттестации………………….. 7 Государственная итоговая аттестация……………………………………………… 8 Комплексное сопровождение образовательного процесса………………………... 9 Нормативные документы……………………………………………………………. 10 Приложения…………………………………………………………………………… 11 Лист регистрации изменений………………………………………………………... 1 2 Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ 3 4 6 7 10 11 12 13 13 14 14 Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 1. Общие положения 1.1. В ГАПОУ РБ «РМК» создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 1.2. В Положении используются следующие основные понятия: адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности; индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 2. Распределение должностных обязанностей между структурными подразделениями по работе с инвалидами и лиц с ОВЗ 2.1. В колледже не создан отдельный отдел по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. 2.2. Функции отдела по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ возлагаются на должностных лиц, ответственных за прием, обучение, проведение практик и помощь в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ. 2.3. Вносятся изменения в локальные акты организации по следующим вопросам: - положение о государственной итоговой аттестации; - положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования; - правила приема в образовательную организацию; - правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания; - положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; - положение об индивидуальном обучении и других нормативных документах, затрагивающих интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 2.5. Приемная комиссия: 2.5.1. Формирует в личном деле обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов следующие сведения: - о группе инвалидности, - о виде нарушения (нарушений) здоровья, - рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения. - согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных. 2.5.2.Организует сбор сведений о данных лицах, и обеспечивает их систематический учет 2.5.3. На официальном сайте ОО и информационном стенде до начала приема документов размещается не позднее 1 марта: Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 -особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья; -информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачейспециалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний. 2.6. Учебная часть и педагоги: 2.6.1. Устанавливают соответствие структуры оценки качества освоения обучающимися ППКРС, ППССЗ требованиям ФГОС СПО, включающей текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, государственную итоговую аттестацию. 2.6.2. Колледж обеспечивает специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 2.6.3.Проверяют данные промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе, осуществляют проверку соответствия фондов оценочных средств, позволяющих оценить соответствие умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций требованиям ФГОС СПО; 2.6.4.Проводят текущий контроль успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). 2.7. Ответственный за проведение практики: 2.7.1. Определяет формы проведения практики с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. 2.7.2. Оборудование (при необходимости) специальных рабочих мест в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций. 2.7.3. Учитывает при определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов 2.8.Государственные экзаменационные комиссии: 2.8.1.Разрабатывают и утверждают программы ГИА, определяющие требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты. 2.8.2. Определяют требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 2.8.3. Предусматривают предоставление необходимых технических средств и при необходимости способы оказания технической помощи. 2.8.4. Устанавливают формы проведения ГИА для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). 2.9. Содействие трудоустройству выпускников: 2.9.1. Социальный педагог осуществляет взаимодействие с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. 2.9.2. Содействует трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов через презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. 2.9.3. Разрабатывает совместно с учебным отделом программы в рамках адаптационных дисциплин подготовки выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству. 3. Создание безопасной среды и специальных условий для инвалидов и лиц с ОВЗ 3.1. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, - использование учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, - обеспечение доступа в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 3.2. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья СПО ОО обеспечивает: 3.2.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: - адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); - обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; 3.2.2.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); - обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3.2.3.Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения ОО, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 3.2.5. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. 3.3.Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. 3.4. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 3.5. С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде. 4. Структура и содержание адаптивных программ и учебных планов 4.1. Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4.2.Адаптированная образовательная программа должна содержать комплекс учебнометодической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности. 4.3.Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО). 4.4.При проведении проверки соответствия структуры адаптированной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) требованиям ФГОС СПО необходимо установить наличие всех учебных циклов: общепрофессионального, адаптационного, профессионального, и разделов: физическая культура, учебная практика, производственная практика, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация. 4.5.При проведении проверки соответствия структуры адаптированной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) требованиям ФГОС СПО необходимо установить наличие всех учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, адаптационного, профессионального, и разделов: учебная практика, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная), промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация. 4.6.При этом необходимо учитывать, что адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 4.7. Колледж обеспечивает обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. 4.8.Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. 4.9.Колледж самостоятельно формирует перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами. 4.10.При проверке нормативного срока получения образования необходимо учитывать, что срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО - не более чем на 10 месяцев. Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 4.11.При составлении учебного плана необходимо учитывать, что учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций. 4.12. Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 4.13.Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа обязательных в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 4.14.При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы колледж может принимать решения об увеличении срока получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 4.15.В этом случае при реализации адаптированной образовательной ППКРС максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, который обучается на базе основного общего образования, может быть снижен по личному заявлению обучающегося до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. 4.16.Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 30 академических часов в неделю. 4.17.Эксперту необходимо знать, что максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на базе среднего общего образования, может быть снижен до 39 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. 4.18.Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 26 академических часов в неделю. 4.19.Допускается устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю. 4.20.При разработке учебного плана адаптированной образовательной ППССЗ максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 4.21.Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю. 4.22.Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО по специальности (профессии) должны реализовывать в полном объеме и использованы: - на реализацию адаптационного учебного цикла; - на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части; на введение новых элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей). 4.23.При их реализации в рамках адаптированной образовательной программы предусматриваются специальные требования к условиям их реализации: - оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья; - информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах; - формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны быть адаптированы для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.24. Освоение дисциплины «Физическая культура». Спортивная база имеет следующее оснащение: Универсальный спортивный зал, спортивную площадку, тренажерный зал 4.25.Преподаватели дисциплины "Физическая культура" должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 4.26.Группы для занятий физической культурой формируются в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания). 4.27.При необходимости колледж разрабатывает индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 4.28. В индивидуальном плане обучения должны быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, а также на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. 5. Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ 5.1. Кадровое обеспечение реализации адаптивных программ предполагает квалификацию кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации адаптированных образовательных программ. 5.2. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна быть не менее 50%. 5.3. Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.4. К работе с инвалидами и лицами с ОВЗ по адаптированным програмамм привлекаются тьюторы, психологи (педагоги-психологи, специальные психологи), социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифлосурдопереводчики. 5.5. Адаптированная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности. 5.6. Каждый обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается не менее чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий). 5.7.Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет. 5.8.Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания. Доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается с использованием специальных технических и программных средств. 5.9.Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются доступом к сети "Интернет". 5.10. Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы должно соответствовать не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Структура материально-технического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможности здоровья отражает специфику требований к доступной среде, в том числе: - организация безбарьерной архитектурной среды образовательной организации; организации рабочего места обучающегося; - технические и программные средства общего и специального назначения. 5.11.Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья. 6. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации 6.1. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. 6.2.Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. 6.3.Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.). 6.4.Текущий контроль успеваемости обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется преподавателем в процессе: - проведения практических занятий и лабораторных работ, а также при выполнении индивидуальных работ и домашних заданий; - в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; - определения соответствия формы действия данному этапу усвоения учебного материала; - оценки формирования действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. 6.5.Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). 6.6.При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставление дополнительного времени для подготовки ответа на зачете/экзамене. 6.7.Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 6.8.При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. 6.9.Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. 6.10.Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. 6.11.Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов можно привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 6.12.Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям привлекаются работодатели. 7. Государственная итоговая аттестация 7.1. Государственная итоговая аттестация выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 N 968. 7.2. Колледж разрабатывает программы государственной итоговой аттестации, определяющей требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты. 7.3.Колледж определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 7.4.Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусматривает предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи. 7.5.В случае проведения государственного(-ых) экзамена(-ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников инвалидов и выпускников ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). 8. Комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся и здоровьесбережение 8.1. ОО помогает обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ в решении следующих вопросов: - помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания; - организации индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; - содействия в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; - психолого-педагогического сопровождения; - социального сопровождения (содействия в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения); - толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. 9. Нормативные документы Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"; Версия: 2.0 Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОЛЛЕДЖ" Реализация основных образовательных программ Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж» ГАПОУ РБ "РМК"- СК-П-2.5-23 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» Письмо Рособрнадзора от 14.11.2016 № 05-616 «О методических рекомендациях для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья». 10. Приложения Приложений нет 11. Лист регистрации изменений Номер изменения Версия: 2.0 Номера листов Основание для замене новых аннулир внесения нных ованных изменений Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: Под- Расшиф Дата Дата введения пись изменения ровка подпис и КЭ: ______________ УЭ № ____________ Стр. ___ из _____